Суббота, 21.10.2017, 05:04
 
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [40]
Личные страницы выпускников НФ МХТИ [7]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Личные страницы
Главная » Статьи » Личные страницы выпускников НФ МХТИ

На вопросы отвечает Галина Орлова

Здание БРУ

как попали в НФ МХТИ? 

Интересный вопрос. Я родилась и выросла в Новомосковске, но после школы планировала уехать и поступать в другом городе, тогда ведь можно было испытать себя в любом ВУЗе страны. Это было заманчиво. К тому же рядом была Москва – извечный центр притяжения. А НФ МХТИ был свой "домашний" институт, о нем как-то не думалось. Однако есть такие выражения "судьба" и не "судьба". В 1967-м году отца пригласили на новый строящийся комбинат синтетического волокна в г.Могилеве. На очень хороших по тем временам условиях и для него, и для семьи. Надо было решать, снимать всех с места и везти обживаться на новое. У сестры 8-й класс и экзамены, у меня 10-й класс и экзамены (выпускные и вступительные), у мамы последний 6-й курс НФ МХТИ и диплом. Отказаться – такой шанс может не прийти дважды. Отец принял решение - всем ехать, и мы должны были подчиниться этому. Я пыталась "бунтовать", поступить по-своему. Но, как сказано выше, не судьба!

- почему выбрали этот вуз?

Интересно, что из другого города я совсем иначе стала смотреть на наш институт. В Новомосковске оставались мои друзья, мой парень, квартира, наконец. Все бури прошлого 1968 года улеглись, как только я покорной дочкой вернулась под родительское крыло. Правда отец настаивал на поступлении в Могилеве, там было и есть три своих института. Возможно, стоило его послушаться… Но судьба ждала меня в Новомосковске. Сужу это по тому, что на первом же экзамене (математике) получила пять баллов и, как медалистка, была сразу зачислена. Пока остальные сдавали экзамены, я и такие же "счастливчики - медалисты" мыли и драили соседнее общежитие.

- на какую специальность поступили, почему?

Надо сказать, что в школе я довольно сильно разбрасывалась в интересах: химия, биология, математика, литература - почти все мне давалось легко, но все-таки химия на шажок впереди других. А среди подразделов химии – именно неорганическая. Тут книги виноваты. Исторически неорганическая химия первая была исследована. Поэтому специальность ТНВ – осознанно.

- жили в общежитии (дома, на квартире), с кем?

По существующим тогда правилам родители должны были сдать государству нашу прежнюю квартиру при переезде в другой город. Но получали они ее как бы на 2 владельца. У бабушки была комната в бараке на Севере (Новомосковске II) а у моих родителей комната на улице Московской, в доме, где Детский мир. Эти комнаты они сдали, получили малометражку - "хрущебу" на 5 человек. Это было несправедливо, неравноценно, но они так хотели жить без соседей своей семьей, что рады были этому жилью. Правда жили мы дружно, хотя и тесновато. Бабушка не переехала с нами в Могилев, поэтому мне было куда вернуться. Но, к сожалению, она только год с небольшим пожила со мной, заболела тяжело, и скоро я осталась в квартире одна.

- поменялась ли специальность за время учебы, почему, если да?

На третьем курсе нас стали объединять с другими группами, предлагать перейти на другие специальности. Практически вся моя группа Т-69-4 перешла на специальность лаки-краски. А я специальность менять не стала, хотя расставаться со своей группой было очень жалко. Так что я, получается, была "удочерена" другой группой "неоргаников".  По диплому у меня специальность инженер-технолог производства неорганических веществ и минеральных удобрений.  Диплом у меня С ОТЛИЧИЕМ!

- когда вы учились, помогали вам родители, кто-то еще, или сами сражались с трудностями?  

Помню это время как очень трудное, голодное, родители далеко, в семье две студентки. Мама старалась изо всех сил помогать, слала посылки, деньги, на мне ведь была оплата квартиры. Как не стало бабушки, мне стали считать плату за лишнюю жилплощадь – 15 рублей. Эти деньги присылала мама. Когда я приезжала, она меня откармливала, водила в ателье шить одежду, старалась, как могла. Но квартира стояла пустая, вся мебель была увезена, было неуютно.

- хватало ли стипендии, на что, на сколько дней?  

Я всегда училась хорошо, получала повышенную стипендию, иногда хотелось что-то купить, не очень нужное, но заманчивое… если я поддавалась этому желанию, то потом оказывалась в "стесненных" обстоятельствах, жалела об этом и ругала себя. Поэтому такие траты были единичными. На мамины сверх того, что она присылала я никогда не рассчитывала, не просила, не занимала в долг. Мама не могла сделать больше, чем она делала. Если бы я была послушней и поступила в Могилеве, нам жилось бы полегче. Стипендии мне хватало до следующей, но за счет экономии на еде. После первого курса я весила 49 кг, и меня сбоку можно было не заметить. Плюс маленький рост. Кончилась такая "практика" для меня воспалением аппендикса, приступы мучили меня весь первый курс, повезло, что кризис случился в Могилеве, успели сделать операцию.  

-  кого из той поры можете назвать, чье влияние не ограничилось студенческим временем?

Я сама предложила этот вопрос и имела в виду скорее преподавателей, которые грамотно вели свой предмет, уважительно относились к нам, студентам. Я наряду с хорошей учебой и способностями давала поводы и для недовольства мной. Я это знаю за собой и борюсь с этим всю жизнь. Я рассеянная, могу забыть принести нужное, забыть про назначенную встречу, обещание. Поэтому с давних пор стараюсь записывать свои дела, планы, задания, класть в сумку с вечера то, что понадобиться на другой день. Другая проблема – я опаздывала на первые пары. Просто я – сова, причем хроническая, ночью меня охватывает сильный трудоголизм, а утром, конечно,  хочется спать… Будильник – враг пожизненный! Так вот я через все годы помню нашу преподавательницу органической химии, которая не стала меня ругать за очередное опоздание, а внимательно слушала мой оправдательный лепет, ни одним намеком не показала, что сомневается в правдивости моих слов. Пример положительного влияния, который я унесла с собой в дальнейшую жизнь – это общение с Любой Бердниковой. Старалась как она, разговаривать спокойно, вдумчиво, не спешить с выводами, училась у нее миролюбию, доброжелательности. Доверяла ей безгранично. Если и жалею о чем в прошлом, так это о том, что потеряла с ней связь.

- с кем поддерживаете отношения, переписку?

До 1985 года я нормально существовала в среде наших, то есть встречалась, если получалось, обменивалась сведениями, все как обычно. Дружила я с Любой. С переездом в Могилев я потеряла все связи, переписку. Если можно сказать "поддерживала отношения", то с Шаталовым, когда работала на Химволокно.  

-  о ком просто знаете, где они, хотя лично не общаетесь?

От Саши Шаталова знала, что в Могилеве есть еще наши выпускники Авчинников, Докукин, Клочко, Аксенов, но общаться не пришлось. Даже с Виктором Авчинниковым, с кем практически постоянно ездили в одном троллейбусе на работу. Сама я не хотела быть навязчивой, а поводов и общих тем не находилось.  

-куда получили распределение, остались там или жизнь забросила в другое место?  

С распределением у меня получилась какая-то непонятка, наверно какое-то было, устраивалась я сама по своим каналам в ГИАП. Сначала на Север, в научную часть в лабораторию катализа. Спасибо им приняли прямо перед декретом. Вышла из декрета, проработала год, несколько раз попадала под выбросы хлора. Когда предложили другое место, ушла, не раздумывая в город. Вспоминаю коллектив с благодарностью, отношение ко мне было хорошее, если бы не соседство с хлорным производством работала бы там.  

- работали по специальности или освоили другую?

С самого начала занималась только вычислительной техникой. Когда менялась техника, осваивала новую. Правда названия должностей менялись, побыла и начальником отдела. Но однозначно, вся работа была связана с вычислительной техникой: поначалу программирование и расчеты, последние 12 лет – обслуживание и наладка.

- где вы живете сейчас, чем занимаетесь?  

Беларусь, г.Могилев, на пенсии, еще пока работаю в БРУ ведущим инженером-программистом по контракту. Занимаюсь наладкой, установкой ПО, сопровождением пользователей, т.е. решением вопросов, возникающих у них при работе с компьютерами.

- дала ли вам что учеба в нашем институте, кроме диплома о высшем образовании?

Всегда с гордостью называла, какой институт закончила. Рассказывала, что учили нас строго, халявы не помню, кроме одного случая. Один из наших сделал диплом чужими руками. На защите обнаружилось, что он не знает его содержания. Так и не защитился, уехал работать без диплома. Через год приезжал, защитил диплом. Или прочитал, наконец, или уже сам делал. За время учебы привыкла много работать с литературой, искать там ответы на вопросы, анализировать. Сдавать полностью выполненную работу. Отвечать за свою работу. Не отказываться ни от какой темы, какой бы она мне не показалась поначалу. Не бояться: если другие могут, то и я смогу. Не боятся нового. Учить других, тогда и сам понимаешь, где у тебя пробелы. В Беларуси много выпускников российских вузов, особенно ленинградских, неуловимо мы определяем, отличаем друг друга. Училась я легко, мне было интересно, в памяти остались хорошие воспоминания.  

Много смешинок.

Например, наш куратор на химкомбинате привел нас в цех, разговаривает с начальником и предлагает, возьми моих на практику. Тот осматривает нас, так сверху донизу, потом говорит: нет, они хоть и в штанах ходят, а все не ребята. А у меня видишь, какие вентили крутить надо? И показывает такую железяку, может метр в диаметре.

Еще был со мной случай, на каком занятии не помню, помню, что семинар про щекинский метод. Преподаватель молодой, симпатичный поднимает меня как успевающую студентку, ждет от меня хорошего ответа. Я неожиданно для себя выдаю ему перл: щекинский метод всего лишь эксперимент, большого развития не получил. У него делается вид, словно заболели все зубы сразу. Я с опозданием вспоминаю, что этот метод (совмещения профессий за небольшую доплату) надо хвалить, и говорить, что он везде пригождается. А мы перед этим были в очередном цеху, там наш куратор с их товарищем как раз прошлись по этому методу. Дословно: не давайте мне ваши 5 рублей к зарплате, оставьте мне моих 5 человек работников. Вот у меня и вылетело, не подумавши. Помню долгонько переживала, что огорчила такого симпатягу, а потом узнала, что щекинский метод тихо прикрыли. Вот и получается, что нечаянно права оказалась. Сразу переживать перестала.

Думаю, что свой институт представляла достойно. Двенадцать лет, кроме основной работы преподавала на компьютерных курсах. Участвовала в организации и разработке курсов на Химволокно практически с самого их начала. Учила и следующий преподавательский состав. Делала компы пользователям, учила на них работать, и опять сама приходила на помощь. Все стороны деятельности в одно большое дело соединились. Получила прозвище "Компьютерный доктор". Горжусь этим. Упоминалась в нашей многотиражке: и за курсы, и за работу. Все еще действующий инженер, чему сама безмерно удивляюсь. Наверно, человек 600 выучила специалистов и начальников со всех отделов и заводов нашего Химволокно. Это много. Заходишь по работе в какой отдел, обязательно кто-то из моих учеников есть. Это моя опора и помощь, любой вопрос можно решить. Жалко, возраст вышел, помешал остаться, уходить тяжело было от сделанного. В БРУ просто повезло, что снова на такой же работе оказалась. Только без преподавания. Работа непростая, особенно с людьми. Но я ее люблю, как ни странно. Хотя понимаю, что надо уйти вовремя, чтобы это достойно было.

Категория: Личные страницы выпускников НФ МХТИ | Добавил: Estrella (09.04.2008)
Просмотров: 485 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Сайт управляется системой uCoz