Суббота, 20.04.2024, 01:05
 
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Календарь
«  Май 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Дневник
Главная » 2008 » Май » 9 » О моем отце.
О моем отце.
10:10
МАЛЬЧИШКА С БРОНЕПОЕЗДА
«Мессеры» выныривали из-за леса и с диким ревом проносились низко над землей, словно, уверовав в свою неуловимость, потешались над зенитчиками. Они появлялись каждое утро. Ровно в 7.20.
Эта пунктуальность их и подвела.
Тревогу объявили загодя. Ровно в 7.20 два фашистских самолета показались над берегом. Наводчик Игнатов мгновенно поймал в прицел бронированное брюхо «мессера», нажал гашетку.
— Ура-а! Сбили! — закричали бойцы.
— Ура-а! Сбил! — радостно звенел мальчишеский голосок Толи Игнатова.
День складывался удачно. Налетов больше не было. Толя, сидя на броне-площадке своего зенитного расчета, мечтал. О рыбалке.

Вот она, река Сож,— широкая, раздольная. Как родная Ока. Наверное, и окуни здесь такие же головастые, и щуки — локтя в полтора... Да разве отведешь душу, порыбачишь, как, бывало, в Белоомуте? Теперь не до рыбалки. Дисциплина военная сурова.

Толя поглядел в сторону моста. Его построили саперы на месте прежнего, сожженного гитлеровцами при отступлении. Теперь это важный стратегический объект, и 58-й отдельный зенитно-артиллерийский бронепоезд ПВО охраняет его от вражеских налётов.

— Воздух!
По сигналу тревоги Толя метнулся к своему месту в боевом расчете. Бой разгорался тяжелый. Юркие «мессеры» заходили от солнца, пикировали, поливали огнем. Зенитки бронепоезда яростно отвечали, не подпуская фашистские самолеты к зоне моста. В пылу сражения Игнатов не замечал, как накалялся ствол его зенитной пушки.
Фугасная бомба взорвалась в нескольких метрах от бронеплощадки первого расчета. Два бойца погибли, одного тяжело ранило. Анатолия взрывной волной бросило на землю, вдавило в песчаную насыпь железнодорожного полотна.
Он очнулся в теплушке. Рядом была медсестра, она что-то говорила. Но слов Толя не слышал: он был контужен.
Зенитчики навещали своего воспитанника каждый день. И всякий раз с гостинцем: то кусок сахару принесут, то пригоршню земляники. А Толю эти подарки смущали.
  Ну что я, маленький,— с обидой говорил он.— Я же боец, у меня свое место у пушки есть. А вы мне сахарок, ягодки...
Женька Федотов успокаивал.
— Ты, главное, поправляйся,— приговаривал он, вытаскивая из-за пазухи кисловатые недоспелые ранетки,— а там посмотрят, какие мы маленькие...
С Женькой Толя познакомился в первый же день своего появления на бронепоезде — в январе 1943 г. Как он попал на бронепоезд? Это история особая.
Толя тогда второй раз сбежал на фронт. (Первая попытка кончилась неудачно: его вернули в Белоомут, к маме.) Добрался он почти до самого Сталинграда и ходил по станции в поисках эшелона или воинской части, которая взяла бы его на передовую.
Мальчишке не везло. Пехотинцы посоветовали ему подрасти. Танкисты чуть не сдали в военную комендатуру. Он удрал. И вот, наконец, увидел необычный состав: теплушки, обшитые броней, бронепаровоз, бронеплощад-ки, на них — пушки большие и поменьше, зенитные пулеметы. Толя впервые видел бронепоезд.
«Вот это силища! — думал он, шагая вдоль эшелона.— Вот бы попасть на
него...»
Остановился возле красноармейца, который колол дрова. Спросил:
— Дядя, вы с бронепоезда?
— А тебе куда? — отозвался тот.
— К командиру,— не растерялся Толя.
— Ну, пойдем.
По приставной лесенке они поднялись в вагон,
— Товарищ капитан,— обратился красноармеец к офицеру.— Тут парнишка к вам...
— Кто такой? — строго спросил капитан, оглядев паренька.
И тут Толик не выдержал. Впервые в жизни заплакал. От обиды, что и этот строгий командир не возьмет его на фронт. А ему так надо на передовую, сражаться с проклятыми фашистами!
— Где отец? — голос капитана потеплел.
— Месяц назад похоронка пришла,— с трудом промолвил Толя.
Командир тяжело вздохнул:
— Ну, что ж, оставайся. Тут у нас есть уже один.
Не прошло и получаса, как Игнатов познакомился со своим будущим другом Женькой Федотовым. Женька был на год младше и ростом чуть поменьше. Но чувство юмора было у него на высоте. Как помогало оно друзьям в трудные минуты на фронтовых дорогах!
В тот же памятный день Толю и Женьку направили во взвод малокалиберной зенитной артиллерии, только в разные расчеты. И для друзей-мальчишек началась военная жизнь.
К линии фронта бронепоезд подбирался медленно. Его задача была — охранять важные железнодорожные объекты от вражеских налетов. Эшелоны с техникой, вооружением, войсками непрерывно двигались к Сталинграду, где в упорных боях назревал коренной перелом в ходе войны. На станциях, куда прибывал бронепоезд, его огневые точки"рассредоточивались по всему железнодорожному узлу и вели противовоздушную оборону. Налеты не прекращались ни днем, ни ночью. Анатолий Игнатов осваивал работу зенитчика. Сначала был подносчиком снарядов. Потом установщиком скорости и дальности, установщиком курса. И наконец — стреляющим наводчиком. В бою он мог заменить любого бойца.
И командир взвода — старший лейтенант Андреев, и командир расчета — сержант Дворский, и все остальные зенитчики опекали своих воспитанников, отстраняли от ночных дежурств. Но у Толика с Женькой был «железный» уговор: не допускать никаких скидок на возраст, сражаться с фашистами, переносить все тяготы войны наравне со всеми. За смелость, самоотверженность, настойчивость и веселый, неунывающий нрав бойцы бронепоезда полюбили этих мальчишек.
Боевой путь от Сталинграда до Гродно юный зенитчик Анатолий Игнатов прошел на бронепоезде рядом с испытанными товарищами по оружию. И с верным Женькой. Они разлучились в конце войны, случайно. Да так и не встретились больше.
- Может, вам, ребята, удастся отыскать моего друга Женю Федотова,— обращается Анатолий Федорович с просьбой к красным следопытам школ Могилева, когда приходит на встречи с ними.

Л. Зенькович
1980 год.


Просмотров: 1026 | Добавил: Estrella | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Сайт управляется системой uCoz